Правовые основы охраны здоровья учащихся и воспитанников от воздействия окружающего табачного дыма, и последствий потребления табака 28.04.2015

Правовые основы охраны здоровья учащихся и воспитанников от воздействия окружающего табачного дыма, и последствий потребления табака

Правовые основы охраны здоровья учащихся и воспитанников от воздействия окружающего табачного дыма, и последствий потребления табака

1 июня, в День защиты детей, вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее – Закон № 15-ФЗ). Данный закон принят в рамках обязательств Российской Федерации по борьбе с курением и снижением смертности из-за употребления табака в связи с присоединением нашего государства в 2008 г. к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака.

Закон № 15-ФЗ направлен на охрану таких основополагающих прав граждан, как право на охрану здоровья и право на благоприятную окружающую среду (ст. 41 и 42 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)). Закон предусматривает разграничение полномочий между органами разных уровней власти в области охраны здоровья населения от последствий потребления табака, установление прав и обязанностей граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области оборота табачных изделий, профилактики и лечения зависимого поведения. Отталкиваясь от запрета курения на установленных Законом № 15-ФЗтерриториях, законодатель закладывает нормативные основы для поэтапного запрета на курение в общественных местах. Кроме того, он предусматривает меры, направленные на ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями, прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака.

В отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, Законом № 15-ФЗ установлен ряд требований, направленных на охрану здоровья несовершеннолетних граждан РФ.

На территории и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, запрещается:

курение (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона № 15-ФЗ). Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, размещается соответствующий знак о запрете курения. Данный знак должен быть установлен при входе на территорию образовательной организации (далее – ОО);

К сведению

Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения утверждены приказом Минздрава России от 12.05.2014 № 214н. Приложение к требованиям содержит рекомендуемый образец знака о запрете курения.

розничная продажа табачной продукции (п. 1 ч. 7 ст. 19 Закона № 15-ФЗ);

розничная продажа табачной продукции на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг (п. 2 ч. 7 ст. 19 Закона № 15-ФЗ);

размещение рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в т. ч. трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей не должна размещаться на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ОО зданий, строений, сооружений (ч. 5 ст. 16 Закона № 15-ФЗ, ст. 23 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе").

Не допускается потребление табака несовершеннолетними. Продажа табачной продукции несовершеннолетним, продажа табачной продукции несовершеннолетними, потребление табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака запрещается (ст. 20Закона № 15-ФЗ).

При возникновении у продавца табачных изделий сомнений в достижении покупателем, приобретающим табачную продукцию, совершеннолетия, продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в т. ч. документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ) и позволяющий установить возраст покупателя. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен (ч. 2, 3 ст. 20 Закона № 15-ФЗ).

Внимание

Запрещаются и вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом (ч. 1 ст. 20 Закона № 15-ФЗ).

Граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака (п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 15-ФЗ). В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 15-ФЗ просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма должно осуществляться в процессе воспитания и обучения в ОО.

Согласно ст. 16 Закона № 15-ФЗ во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака запрещается полностью.

Правило

Демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации допускается только при проведении информационных кампаний (ч. 4 ст. 16 Закона № 15-ФЗ).

Не допускается привлечение в качестве спонсоров культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий производителей табачных изделий (в т. ч. организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов) (ст. 16 Закона № 15-ФЗ).

За нарушение требований указанных законов организации или индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности.

Ответственность

Нарушение запрета курения табака в помещениях и на территории ОО влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей (ч. 1 ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ; далее – КоАП РФ).

Нарушение запрета курения табака на детских площадках влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ).

Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ).